Константин Фрумкин: «Кардинально изменить сроки техприсоединения энергообъектов возможно»

Константин Фрумкин: «Кардинально изменить сроки техприсоединения энергообъектов возможно» 19.12.2013
В последнем рейтинге DoingBusiness, который ежегодно публикует Всемирный Банк, Россия поднялась на 67 пунктов
по удобству технологического присоединения к электросетевой инфраструктуре и теперь занимает 117 место в рейтинге. Однако кардинального изменения ситуации не произошло. Подключение к электросетям по-прежнему остается болевой точкой для  участников процесса.

Основная проблема кроется в бюрократических проволочках — чтобы провести электричество в киоск, на склад или к дачному участку, россиянину нужно посетить до десяти разных структур и ведомств. Сокращение сроков строительства объектов электросетевого хозяйства, упрощения процедуры предоставления земельных участков — актуальная тема, на которую мы поговорим с руководителем одной из крупнейших сетевых компаний Тюменской области ОАО «СУЭНКО» Константином Фрумкиным.

— Одной из наиболее распространенных тем 2013 года в электроэнергетике стало сокращение сроков технологического присоединения. Насколько это действительно актуально и, если да, в чем причины сложившейся ситуации?

— Необходимость решения этой задачи переоценить сложно — без своевременного строительства инфраструктуры в целом и электрических сетей в частности ни о каком развитии территорий и бизнеса говорить нельзя.

Чтобы понять основные проблемы, из-за которых возникают длительные сроки подключения, необходимо определиться, что же такое «технологическое присоединение». В физическом смысле — это процесс строительства электрических сетей от существующих до возводимого объекта. Ключевое слово здесь «строительство». Как только приходит осознание того, что для присоединения даже небольшого объекта сетевая компания должна не просто напечатать и перенести с одного кабинета в другой желанную бумагу под названием «акт технологического присоединения», а осуществить СТРОИТЕЛЬСТВО линейного объекта «кабельная линия» со всеми сопутствующими «удовольствиями» — начиная от поиска земельного участка и землеотвода, продолжая инженерными изысканиями, экспертизой проекта, получением разрешения на строительство и заканчивая допуском и вводом в эксплуатацию —
вопросы о причинах длительности подключения, как правило, исчезают сами собой.

— Какие сроки присоединения и строительства сетей существуют сейчас и в чьей, как говорится, власти это изменить?

— Если построить временной график от момента подачи заявки желающим присоединиться до подписания акта техприсоединения, то получится 494 дня. Это при том, что собственно процесс строительно-монтажных работ в этом графике занимает 13 дней! — речь в данном случае идет о небольших объектах.

В соответствии со степенью влияния и уровнем нормативной базы, требующей изменения, можно выделить три основных блока мероприятий по корректировке действующего законодательства, осуществление которых приведет к кардинальному сокращению сроков.

Наиболее длительный и «тяжелый» блок — поиск земельных участков и их оформление. Какие-либо принципиальные изменения здесь возможны только на уровне федеральных законов.

Далее идут процессы проектирования и получения разрешения на строительство. Тут все решения в полномочиях региональных властей.

И, наконец, собственно заключение и исполнение договоров техприсоединения. Здесь процедуры регламентируются правительством Российской Федерации.

— Региональные факторы вы ставите на второе место. Есть успехи непосредственно в Тюменской области по сокращению процедур?

— Должен сказать, что правительство области и Тюменская областная дума очень активно и успешно действуют в этом направлении. При поддержке губернатора и непосредственном участии его профильного заместителя, возглавившего соответствующую рабочую группу, разработка и внедрение законодательных инициатив в этом направлении поставлены на системную основу. Поверьте — это не реверанс в сторону власти. Есть конкретные результаты.

В ноябре этого года постановлением правительства области отменена необходимость получения разрешения на строительство разводящих сетей. Причем речь идет не только об электрических сетях, а обо всех инженерных коммуникациях. Это колоссальный шаг вперед. Учитывая, что при этом отпадает необходимость еще целого ряда технологически излишних для таких объектов процедур, экономия только нормативного времени при строительстве сетей составит 130 дней.

Естественно, понадобится еще какое-то время на отладку процедур и эффект будет заметен и понятен по истечении определенного срока, но, можно сказать, что условия для разрешения второго по сложности блока вопросов и проблем, существующих при строительстве инфраструктуры, в Тюменской области уже созданы.

Кроме того, рабочей группой разработаны, одобрены экспертным сообществом и уже официально направлены в министерство энергетики РФ проекты постановлений правительства РФ, кардинально изменяющие и, главное, упрощающие процедуры взаимоотношений между сторонами в процессе заключения и исполнения договоров техприсоединения. Согласно регламенту правительства России, инициатива здесь возможна только от федеральных министерств и ведомств, поэтому очень надеемся на понимание и поддержку со стороны Минэнерго.

Еще один важный результат региональной работы. Постановлением Тюменской областной думы внесен в Государственную думу Федерального собрания РФ проект федерального закона, существенно изменяющий в первую очередь порядок выделения земельных участков под строительство электрических сетей. Речь идет о введении механизма публичного сервитута. Не преувеличу, если скажу, что принятие данных решений Государственной думой является ключевым фактором успеха в работе по сокращению сроков подключения и строительства сетей.

— Действительно, при обсуждении проблем подключения к сетям тема «земли» все чаще звучит с самых высоких трибун. Предложения Тюменской области по введению публичного сервитута достаточно революционны и имеют много противников. Насколько обоснован такой кардинальный метод решения вопроса и не будет ли это ущемлением прав  землевладельцев, через участки которых пойдут инфраструктурные коммуникации?

— Очень хорошо, что вы употребили термин «инфраструктура». Ведь если вспомнить, что в это понятие наряду, например, с дорогами входят и инженерные коммуникации, то все становится на свои места.

Сегодня механизм публичного сервитута действует в отношении дорог. Необходимость этого ни у кого не вызывает ни сомнений, ни нареканий. Если земельный участок выделен законным порядком и на нем построен дом или другое сооружение, возможность проезда к нему законодательно обеспечена — нравится это соседям или нет. Шум автомобилей под окнами может раздражать, но если мы хотим жить рядом с другими людьми — это приходится терпеть. Наши права всегда ограничены правами наших соседей.

Почему же в отношении тех же электрических сетей мы исповедуем совершенно иной подход? Подавляющее большинство из нас хочет жить, работать и владеть землей и недвижимостью в городах и поселениях, быть обеспеченными всеми централизованными ресурсами. При этом мы забываем, что находящийся рядом собственник обладает точно такими же правами и желаниями.

В условиях наших городов выделить отдельный земельный участок под линию электропередачи или водовод отдельно к каждому дому, не затрагивая соседние участки, практически невозможно. Мы или признаем, что жизнь в человеческом обществе накладывает на каждого не только права, но и обязанности, и определенные ограничения этих прав, или в скором будущем перейдем к натуральному энергохозяйству — в каждом доме будут своя мини-электростанция и скважина для добычи воды. Другой путь — поселиться посреди леса или поля, где уж точно никто не захочет проложить под вашим участком какие-либо сети.

До смешного доходит. Иногда невозможно подключить объект, потому что собственник этого объекта не хочет, чтобы на прилегающем участке располагались трансформаторная подстанция и линия, для него же предназначенные!

Следует заметить, что порядок предоставления публичного сервитута вовсе не предполагает произвола со стороны сетевых организаций. Решение о его (сервитута) предоставлении в любом случае принимается соответствующими органами власти, которые несут в том числе и финансовую ответственность за возможные последствия. Существует в отношении автодорог и работает на практике процедура выкупа земельных участков при невозможности их дальнейшего использования.

И если государство установило, что технологическое присоединение к электрическим сетям любых объектов должно осуществляться во всех без исключения случаях, возвело это в ранг государственной задачи, то и необходимость строительства сетей для этих объектов, по сути, является сходной государственным или муниципальным нуждам, когда ограничение прав собственников земельных участков при необходимости строительства в публичных интересах является оправданным.

— В случае принятия всех вышеназванных инициатив насколько проще и быстрее станет подключаться к электросетям?

— Анализ показывает, что существующий срок в 494 дня (в данном случае — для объектов мощностью до 150 кВт) вполне можно сократить более чем в 10 раз — до 45 дней.

Конечно же, кроме упомянутого изменения законодательства потребуется огромное приложение сил в первую очередь со стороны сетевых организаций и органов муниципальной власти. Мы готовы к этому и хотим этого. Уверен, что в результате общих усилий тема технологического присоединения в скором будущем станет «неинтересной», поскольку само подключение будет происходить естественным, быстрым и безболезненным образом.

Материал с сайта "Эксперт-Урал",  http://www.expert-ural.com/1-642-13352/
Онлайн запись

На указанный Вами телефон был выслан код подтверждения.

Отмена
Закрыть
CAPTCHA
Даю согласие АО «СУЭНКО» на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», Политикой обработки персональных данных АО «СУЭНКО» и Пользовательским соглашением об использовании материалов и сервисов интернет-сайта